Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Поиск по журналу
Москва и МО
Гул, пыль и красивые закаты: как живется возле петербургской КАД
6 апреля 2022
4 804
Обсудить
Гул, пыль и красивые закаты: как живется возле петербургской КАД
Сегодня вдоль петербургской КАД идет активное жилищное строительство. Среди плюсов новых ЖК — современные технологии и подходы, но многих отталкивает соседство с магистралью. Так ли страшна КАД? Жить рядом с ней шумно и грязно или это стереотип из прошлого?

К КАД не прислоняться

Петербургская КАД — это 142 км дорог, которые то идут внутри города, то выходят в Ленобласть. С тем, что эта дорога нужна мегаполису, никто не спорит. Но застройщики в попытках максимально выгодно освоить участки у КАД подходят близко к магистрали: во многих новых локациях от крайнего дома до дороги — около 150–200 м. Разумеется, это накладывает характерный отпечаток на жизнь в таких комплексах. 

«Думаем о покупке квартиры на Муринской дороге, до КАД — 400 м. Смущает, конечно, такое соседство. Шум, экология, грязь, выхлопы… Или я преувеличиваю? Дом еще не построен, но решать надо сейчас». 

Таким вопросом задался наш читатель Игорь, а вслед за ним и мы.

На каком же расстоянии от КАД можно строить дома? В постановлении правительства Санкт-Петербурга, утвердившем концепцию развития КАД, упоминается санитарно-защитная зона, в пределах которой запрещена жилая застройка. Но найти данные о ее границах не удается даже опытным юристам.

С другой стороны, КАД — это автомагистраль. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для автомагистралей устанавливает санитарные разрывы — расстояние от источника загрязнения до места, где гигиенический норматив будет соблюден. Их размер определяется в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, концентрации вредных веществ и др.), объясняет Максим Алексеев, юрист практики недвижимости и инфраструктуры адвокатского бюро «Качкин и Партнеры». И при проектировании каждого нового жилого комплекса возле КАД должны проводиться такие расчеты.

Единственная цифра, встречающаяся в законе, касается определения придорожной полосы, имеющей ограниченный режим использования. Для КАД на участках за границами населенных пунктов она может составить 150 м в обе стороны, говорит Максим Алексеев. Но возле участков кольца, находящихся в границах Петербурга и других населенных пунктов, придорожные полосы не устанавливаются и ограничения не действуют.

На практике большинство застройщиков выдерживают положенное расстояние. Некоторые сокращают его до 120 м. Буфер в 300–400 м до КАД считается добротным, тем более если на этом участке планируется строительство ТЦ, который частично заберет на себя негативные эффекты дороги.

Жизнь за щитом 

Специальные экраны вдоль КАД — реальная защита близлежащих домов от шума и пыли. Правда, устанавливают их не везде, и если на момент покупки «котлована» защиты нет, вовсе не факт, что она появится позже.

Например, жители Мурино и Кудрово довольно долго добивались установки таких экранов. Дирекция КАД кивала на застройщиков, а те объясняли, что расходовать средства дольщиков на  эти конструкции не могут по закону. В итоге где-то щиты все же установили, а  где-то их нет до сих пор.

Эксперты говорят: при выборе проекта у КАД стоит обращать внимание на уже установленные экраны. Если они есть, ЖК можно рассматривать. Если нет — решите, сможете ли вы жить посреди дорожного шума — на скорое решение проблемы рассчитывать не стоит.

Дом у дороги: за и против

Сами обитатели новостроек у КАД признаются: оттого, что твои окна выходят во двор, а не на магистраль, шума и пыли особо не убавляется. И то, и другое — «материи» весьма летучие.

При этом есть покупатели, которые хотят жить именно окнами на КАД, и иногда их больше, чем сторонников дворовых видов. Это подтверждает, например, опрос, проведенный в паблике ЖК «Геометрия» от ГК «Инвестторг». Многие из участников голосования высказались за «открытый вид».

Скриншоты: vk.com, группа «ЖК Геометрия | Кудрово | Дольщики» 

Есть и те, кто категорически против такого соседства. Их главный аргумент — вред для здоровья. И он имеет право на жизнь: экология вокруг крупных магистралей действительно плохая. Эксперты советуют выбирать проекты, в которых за КАД есть роща или лесополоса. Хороший пример — Приморский район, где ЗСД соседствует с Юнтоловским заказником. По ту сторону магистрали стоят десятки новых высоток, но их жители уверены, что за ЗСД никакого строительства уже не будет, и заказник по-прежнему будет спасать экологию в районе.

Еще один лайфхак — выбирать этаж повыше. Катерина Соболева, вице-президент Becar Asset Management, советует покупать квартиру не ниже пятого этажа: в мегаполисе это правило справедливо для любой локации.

Фоновый шум и пыль «как на Марата»

Что о своем опыте говорят жители домов, выходящих окнами на магистраль? Если спросить их о шуме, большинство отвечают, что он действительно есть. Причем ощущается он даже на приличном расстоянии от КАД. Например, Агния, которая жила в максимально удаленном от дороги (около 900 м) доме на улице Центральной в Кудрово, отвечает: «Смотря куда окна. Хотя слышно будет везде. Не сильно, но слышно». Сама Агния уехала из Кудрово, но добавляет, что всем знакомым, которые у нее там остались, очень нравится жить в этом районе, а к шуму они привыкли — и он стал фоновым, незаметным.

Жители таких новостроек сравнивают этот эффект с отдыхом в Адлере: в первые пару дней невозможно привыкнуть к шуму постоянно вылетающих из аэропорта самолетов, но уже через неделю ты их не замечаешь. К фоновому шуму КАД привыкаешь еще быстрее.

Но важно не только расстояние до магистрали, но и то, как именно звук его преодолеет. 

«У дома моих родственников на Пулковском шоссе (между дорогой и домом зеленая парковая зона, где люди бегают, гуляют с детьми и колясками) дорогу слышно лучше и громче, чем во дворе моего дома у КАД, так как дорога прикрыта другими корпусами», — пишет в сети жительница одного из домов возле дороги Наталия.

Пыль — тоже проблема. «На окнах постоянный налет», — жалуются жители домов у КАД. «Я жила в центре, на Марата, тоже мыла окна каждую неделю», — парирует другой пользователь.

С последним согласна и Полина Будникова, эксперт по недвижимости федеральной компании «Этажи» в Санкт-Петербурге. «КАД мало чем отличается от других крупных автомагистралей, например, Московского проспекта. Конечно, недвижимость с видом на Московский престижнее, но сути это не меняет. У меня есть знакомые, у которых окна квартиры выходят на Московский проспект, и они не открывают их, иначе спустя двадцать минут вся квартира будет в пыли», — говорит эксперт.

В решении этой проблемы новостройки преуспели по сравнению со «вторичкой». В новых домах застройщики сразу устанавливают вентиляцию и окна с более толстым профилем, не пропускающим звук. 

Так, в ГК «Аквилон» рассказывают, что в своих проектах устанавливают шумозащитные окна и вентиляционные каналы для проветривания без открывания окна. Пример — проект «Аквилон Stories», который строится в Кудрово. До КАД от него, согласно интернет-картам, около 120 м.

«Мне кажется, все прекрасно понимают район и близость дороги. Так что никакой неожиданности, — пишут в отзывах покупатели. — Но в любом случае здесь воздух не хуже, а то и лучше, чем в тех же центральных районах города или на местах бывших заводов». 

Жилье не для бедных? 

Времена, когда квартиры у КАД считались самым доступным жильем (отдаленные территории, дешевая земля), уходят в прошлое. Город растет, и участки у магистралей девелоперы рассматривают как перспективные локации. Выезд на кольцевую дорогу выступает преимуществом для будущих жителей — благодаря этому можно быстро добраться в аэропорт или на другой конец города. В итоге проекты у КАД и ЗСД могут быть не дешевле своих удаленных от магистрали соседей, а, наоборот, дороже — особенно ЖК с хорошей инфраструктурой и современной концепцией.

По словам Катерины Соболевой, есть у дорог и премиальные проекты. Например, от ЖК «Три ветра» до ЗСД, согласно карте, менее 100 м. А «двушка» в этом доме стоит более 30 млн рублей. Соседство с магистралью не снижает привлекательности проекта, это лишь часть «антуража мегаполиса». Зато рядом открытая вода, которая уравновешивает экологическую обстановку, в доме хорошие стеклопакеты, шумоизоляция. А на самом ЗСД стоят шумозащитные экраны. 

Согласна с коллегой и Полина Будникова: сама КАД не становится фактором неуспеха проекта или удешевления квартиры. Покупатель оценивает дом, двор, инфраструктуру, дополнительные опции. И часто выходит, что ЖК у дороги выигрывает на фоне своего вроде бы более благополучного окружения. 

Однако при прочих равных и при отсутствии на этом участке шумозащитных экранов квартира в доме близ КАД все равно будет стоить на четверть дешевле, чем аналогичное жилье в тихой и чистой локации с видом на лес. 

Готовы ли вы жить в доме у КАД?
Да, шум и пыль мне не мешают
Да, но только с защитным экраном
Да, если квартира будет недорогой
Нет, жизнь у дороги не для меня
Понравилась статья?
Наш канал в Telegram@cian_official
Подписаться
Могут подойти
0 комментариев
Сейчас обсуждают
Статусы земельных участков: правовой гид
Некоторые ограничения, которые могут быть связаны с использованием участка для крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ):Строительство жилого дома. На земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемом КФХ, допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация одного жилого дома с количеством этажей не более трёх, общая площадь которого составляет не более пятисот квадратных метров и площадь застройки под которым составляет не более 0,25% от площади земельного участка. При этом такой дом может быть предназначен для проживания только членов КФХ.Образование земельного участка. Образование земельного участка из земельного участка, на котором расположен жилой дом, если это приводит к уменьшению площади исходного земельного участка, не допускается, за исключением случаев, связанных с изъятием земельного участка для государственных и муниципальных нужд.Определение муниципальных образований. Законами субъектов Российской Федерации могут быть определены муниципальные образования, на территориях которых не допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация жилых домов на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемых КФХ.
Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей рынка недвижимости