Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Поиск по журналу
Москва и МО
«Город для людей»: как в Екатеринбурге должны выглядеть пешеходные улицы
7 октября 2021
3 651
Обсудить
«Город для людей»: как в Екатеринбурге должны выглядеть пешеходные улицы
Циан.Журнал рассказывает о том, как предлагают изменить улицу Вайнера и что об этом думают эксперты, почему другая пешеходная улица Екатеринбурга, Красноармейская, тоже нуждается в переменах и какие еще городские улицы можно сделать свободными от машин.

К 2023 году, когда состоится 300-летие Екатеринбурга, в городе планируют представить обновленную пешеходную улицу Вайнера, которую еще называют «уральским Арбатом». Согласно опубликованным 6 сентября концепциям, на улице хотят посадить деревья (которых сейчас нет), поставить стелу, сделать новую подсветку и другое. Вайнера также планируют освободить от наружной рекламы. Мнения екатеринбуржцев по поводу реконструкции разделились: многие раскритиковали эти планы.

Как предлагают изменить главную пешеходную улицу

Вайнера не всегда была полностью пешеходной. Исторически эта улица выполняла торговые функции: во времена Российской империи здесь располагались магазины и лавки. К началу 1990-х на Вайнера сформировался вещевой рынок: участок от Ленина до Малышева полностью заполнили киоски и ларьки. В 2000-е власти решили освободить Вайнера от рынка и обустроить тут пешеходную улицу. Пространство стало известным благодаря обилию скульптур (к примеру, памятников Гене Букину и Майклу Джексону), шуму от местных заведений и навязчивой наружной рекламой.

Актер Виктор Логинов с памятником своему герою на улице Вайнера 


В 2017 году партнер архитектурного бюро «Гордеев-Демидов», архитектор Борис Демидов обобщил мнение многих горожан: главная пешеходная улица Екатеринбурга нуждается в «скорейших преобразованиях». «Общее архитектурное решение улицы давно устарело и требует нового современного прочтения. Покрытие тротуара и подземные переходы — единственное, что не требует обновления. Остальное уже никуда не годится — скамьи, урны и цветочницы давно пора отправить в близлежащий районный центр. Уличные фонари освещают сами себя, совершенно не оставляя на тротуаре никаких признаков света», — заявил Борис Демидов. По его словам, нужен глубокий анализ проблем улицы с участием творческой интеллигенции, всех неравнодушных к этим проблемам горожан и местных властей. О реконструкции Вайнера говорили и в 2019 году: тогда проект показали на форуме строительства Forum 100+ Russia.

6 сентября 2021-го главный архитектор Екатеринбурга Андрей Молоков представил четыре концепции реконструкции пешеходной улицы. Первая выполнена компанией «МТ Электро» вместе с архитектурным бюро Archinform и акцентирована на световизуальном оформлении улицы. Пространство Вайнера предлагают формировать с помощью вытянутых световых скамеек с клумбами.

Фото: проект компании «МТ Электро» 

Между скамейками, по версии архитекторов, могли бы образовываться небольшие площади — например, площадь музыкантов‚ площадь фанатов и площадь всех субкультур. 

Фото: проект компании «МТ Электро» 

Участок от Малышева до Радищева авторы концепции планируют посвятить искусству и расположить там ажурные выставочные конструкции с подсветкой. На отрезке у ТРЦ «Гринвич» предлагают проводить мероприятия на световой мобильной конструкции.

Фото: проект компании «МТ Электро» 

Вторая концепция, выполненная специалистами УрГАХУ, концентрируется на историчности улицы. Через единый  светлый и современный дизайн малых архитектурных форм архитекторы хотят объединить город в общее пространство. 

Фото: проект УрГАХУ

Авторы проекта предлагают высадить на Вайнера деревья, а на пересечении с Театральным переулком поставить крупные часы. 

Фото: проект УрГАХУ

Еще один вариант, который предложила компания «УралДорТехнологии», предполагает полностью поменять плитку, высадить деревья, добавить бетонные скамейки и малые архитектурные формы.

Фото: проект компании «УралДорТехнологии»

Четвертый проект, созданный бюро «Архитек», разделяет улицу на три функциональные полосы, где центральная служит для размещения зон отдыха, а крайние — для транзитного движения пешеходов. 

Фото: проект бюро «Архитек»

В этом проекте на Вайнера нашлось место даже для Киану Ривза 


Согласно концепции, на пересечении с улицей Попова сформирована небольшая площадь, которую будут использовать уличные музыканты. В начале и в конце проектируемого участка оставлены зеленые участки без зон отдыха.

Фото: проект бюро «Архитек»

До 20 сентября жители могли оценить все концепции и ответить на вопросы о реконструкции улицы на сайте мэрии. Преобразование Вайнера от проспекта Ленина до Малышева начнется весной 2022 года.

Что не так с проектами

После публикации концепций горожане стали активно обсуждать будущее Вайнера. Партнер архитектурного бюро Latoon, урбанист Владимир Злоказов заявил, что пешеходная улица не нуждается в глобальной реконструкции. «Местами нужно переложить плитку (не меняя), чтобы восстановить нормальный сток воды. Две вещи нужно добавить: наземные пешеходные переходы на Малышева и Радищева, чтобы улучшить условия для движения пешеходов, велосипедов и СИМов, а также посадить наконец деревья. [...] Не надо опять здесь все раскапывать и перекладывать!», — написал Владимир Злоказов. Урбанист убежден, что власти должны обращать большее внимание на другие улицы.

Городской активист Дмитрий Москвин считает, что ни одна концепция реконструкции не отвечает на вопрос о том, как улицей будут пользоваться разные группы горожан. «Главная проблема улицы касается озеленения. На Вайнера невозможно сделать зеленые насаждения из-за подземных коммуникаций. На одном из эскизов предложено установить зелень в кадках, но это проблематично: во-первых, эти растения нужно регулярно поливать, но скорее всего это не будет предусмотрено, во-вторых, зимой их корневая система будет находиться над землей и защищать от мороза ее будет только тоненькая стена кадки. Этого будет явно недостаточно», — сказал Дмитрий Москвин.

Высказались и другие горожане. Ресторанный критик и публицист Яков Можаев предложил высадить по всей длине улицы взрослые и большие деревья, учредить отдельную службу клининга, продумать и претворить в жизнь стиль променада. «На улице должна появиться ресторанная зона в едином ключе, в двух ипостасях — зимняя и летняя, чтобы городские заведения могли встать там своими корнерами», — написал публицист. А главный редактор «Эха Москвы» в Екатеринбурге Максим Путинцев убежден, что не нужно копировать московские проекты типа Никольской и Арбата, а в больших изменениях Вайнера и не нуждается. «Пускай здесь играют уличные музыканты, рисуют художники, торгуют продавцы сувенирами, а по выходным открывается блошиный рынок, как в почти любом европейском городе. Чем больше активностей, тем лучше. И этого уже будет более, чем достаточно», — высказался Максим Путинцев.

Главный архитектор Екатеринбурга Андрей Молоков ответил на претензии к подходу мэрии так: «Этот участок, на наш взгляд, недостаточно благоустроен для уровня Екатеринбурга. Те малые архитектурные формы, которые сейчас есть, уже морально и физически устарели. Мы видим варианты в других городах, какое там может быть освещение. Исходя из того, что Вайнера является визитной карточной города, ее нужно всегда поддерживать, холить и лелеять. Решение о благоустройстве было принято в 2019 году, и те концепции, которые мы видели, находились в разработке с того же времени».

Как следует изменить Вайнера: мнения экспертов

13 сентября на обсуждении проектов реконструкции Вайнера руководитель отделения «Городских проектов» в Екатеринбурге Александр Свалухин предложил сделать на Вайнера наземные переходы вместо нынешних подземных. Как рассказал «Циан-журналу» Александр Свалухин, из-за двух подземных переходов по улице некомфортно передвигаться примерно 30% горожан. «Лифты для маломобильных — еще один элемент барьерной среды. Там обитают бездомные, можно наступить на экскременты, а еще нужно пройти через восемь дверей: четыре лифтовых и четыре распашных. Эти два перехода нужно продублировать «зебрами» со светофорами. На ситуацию с пробками это никак не повлияет, зато сделает перемещение горожан и гостей города ощутимо комфортнее», — объяснил активист.

Фото: «Городские проекты в Екатеринбурге»  

«Городские проекты» считают, что на Вайнера следует высадить деревья, контролировать запрет аудиорекламы, по-другому организовать общественное пространство (то есть переосмыслить «морально устаревшие малые архитектурные формы и плохое зонирование») и убрать «кричащие вывески, внедрив дизайн-код».

Фото: «Городские проекты в Екатеринбурге»  

Урбанист Владимир Злоказов в разговоре с «Циан-журналом» усомнился в том, что всю улицу Вайнера стоило делать пешеходной. Он пояснил, что улицы превращают в пешеходные, как правило, если пешеходный поток по ним сильно превосходит транспортный и сохранять транспортную составляющую представляется нерациональным. В этом смысле Вайнера, по мнению Злоказова, от Ленина до Малышева — неплохой пример, однако последующие участки — от Малышева до Радищева и особенно от Радищева до Куйбышева — вызывают сомнения общественника. Нужно ли было делать их пешеходными? Не факт», — говорит Владимир Злоказов. 

Как говорит урбанист, в первую очередь пешеходными имеет смысл делать торговые улицы, но подходить к этому нужно очень сдержанно. В некоторых случаях достаточно оптимизировать пространство, используемое для транспорта, но не убирать его полностью. В других ситуациях можно убрать транзитное движение личных автомобилей, но оставить движение общественного транспорта, считает Злоказов.

Какие еще улицы предлагают сделать пешеходными и зачем это надо 

В Екатеринбурге не так много пешеходных улиц. Показателен пример Красноармейской от Энгельса до Карла Маркса, которую в 2015-м переделали из проезжей в пешеходный бульвар. Это был локальный проект для жителей квартала. Чтобы создать большую прогулочную зону, авторы проекта планировали продолжить улицу до Куйбышева и связать ее с парком Павлика Морозова. Однако дальше слов не пошло. «Надо было не только сделать пешеходный бульвар, созвучный с архитектурой зданий, но и отрегулировать пешеходные потоки, организовать загрузки магазинов и уборку территории. Волновала нас и стоимость. Но самое главное — это создание комфортной среды для жителей квартала», — рассказывал Валерий Гаранин, главный архитектор компании «Атомстройкомплекс», которая занималась проектом.

Александр Свалухин из «Городских проектов» считает, что пешеходная Красноармейская очень короткая и ведет «из ниоткуда в никуда». «Чтобы привлечь пешеходов и сделать их пребывание на улице более комфортным, можно сделать переходными еще два участка: от Энгельса в сторону Малышева и от Маркса в сторону Куйбышева. Такой, как Вайнера, эта улица все равно не станет: рядом нет мощных точек притяжения — крупных торговых центров или транспортных узлов», — заключил урбанист. Владимир Злоказов добавляет, что пешеходная Красноармейская — неплохой проект: «По этой улице никогда не было большого пешеходного потока в силу ее тупиковости. В принципе, поскольку транспортная роль этого участка никогда не была высокой, нельзя сказать, что это плохой проект. В районе стало больше прогулочных зон без каких-то заметных последствий для автотранспорта.

«Городские проекты» предлагают развивать и делать пешеходными другие пространства: переулки Банковский и Театральный, улицы Володарского, Урицкого, Толмачева (между Ленина и Малышева), участок Пролетарской вдоль Литературного квартала. 

Фото: проект реконструкции Театрального переулка от КБ «Стрелка» и АБ «Ин.форм»

Фото: проект реконструкции Банковского переулка от КБ «Стрелка» и АБ «Ин.форм»

Часть улицы Попова между Вайнера и Хохрякова урбанисты рекомендуют закрыть от машин, а участок 8 марта между Малышева и Радищева, где много старинной архитектуры, в будущем стоит сделать трамвайно-велосипедно-пешеходным. 

«Город, прежде всего, для людей. Нужно понимать, что автомобилепользование — это не стихия, с которой невозможно совладать. Город должен способствовать тому, чтобы люди, владеющие машинами, пользовались ими реже — условно, использовали их, в основном, для поездок на дачу или в отдаленные торговые центры типа „Меги“», — говорит Александр Свалухин.

Как считает урбанист, для уменьшения числа автомобилей на дорогах следует повысить стоимость платной парковки или ввести платный въезд в центр, а также предоставить горожанам быстрый, современный и просторный общественный транспорт, создать велодорожки и пешеходные пространства. «Создание условий для комфортного движения пешком — важная часть правильной городской стратегии. И тут дело не только в появлении новых пешеходных улиц, но и в том, что существующие улицы нужно делать комфортными для людей: активно сажать новые деревья, расширять тротуары, обеспечивать безбарьерную среду, снижать шумовое загрязнение и загрязнение выхлопными газами», — заключает Александр Свалухин.

Понравилась статья?
Наш канал в Telegram@cian_official
Подписаться
Авторы
Теги
Михаил Вербицкий
0 комментариев
Сейчас обсуждают
Статусы земельных участков: правовой гид
Некоторые ограничения, которые могут быть связаны с использованием участка для крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ):Строительство жилого дома. На земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемом КФХ, допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация одного жилого дома с количеством этажей не более трёх, общая площадь которого составляет не более пятисот квадратных метров и площадь застройки под которым составляет не более 0,25% от площади земельного участка. При этом такой дом может быть предназначен для проживания только членов КФХ.Образование земельного участка. Образование земельного участка из земельного участка, на котором расположен жилой дом, если это приводит к уменьшению площади исходного земельного участка, не допускается, за исключением случаев, связанных с изъятием земельного участка для государственных и муниципальных нужд.Определение муниципальных образований. Законами субъектов Российской Федерации могут быть определены муниципальные образования, на территориях которых не допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация жилых домов на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемых КФХ.
Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей рынка недвижимости