Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Поиск по журналу
Москва и МО
Драматург Дмитрий Рябов: «сибирскость» — это не «москвинячество»
10 октября 2021
11 878
Обсудить
Драматург Дмитрий Рябов: «сибирскость» — это не «москвинячество»
В не родном Новосибирске Дмитрий Рябов никогда не чувствовал себя «понаехавшим». Сегодня он именно новосибирский драматург. А еще это человек, который легко отличает сибирского автора по тексту и много раз слышал собственные мысли со стороны — на театральных подмостках.

Дмитрий Рябов вспоминает: когда он служил в армии, новобранцы-сибиряки неизменно называли друг друга земляками, причем неважно, из Кемерова, Томска или Новосибирска они были родом. Ощущение некоего землячества преследует Дмитрия по сей день.

В Новосибирск — за любовью 

В Новосибирск меня занесло, как обычно всех и заносит — за любовью. Я только вернулся из армии, хотел поступить в театральное училище, а в Кемерове как раз проводили выездные приемные сессии и там был Владимир Максимович Гордеев, бывший режиссер новосибирской музкомедии. Я поехал в Кемерово на эту приемную сессию, встретил там девушку, мы вместе поехали в Новосибирск поступать и поступили. Но юношеская любовь это такое дело... У девушки той сейчас все хорошо, она сейчас в Санкт-Петербурге, достаточно успешная актриса. 

Я не заметил, как стал новосибирцем. Я ведь приехал сюда сразу после армии, мне было двадцать лет, живу здесь довольно давно


И, наверное, чувствую себя новосибирцем, хотя не забываю, что я родился в Кузбассе. Но прежде я не задумывался, в какой момент по-настоящему начал ощущать себя местным. Может, это связано с тем, что в Новосибирске нет привычки делить людей на «своих» и «понаехавших». Поэтому все себя здесь комфортно чувствуют. 

До этого мне, конечно, приходилось бывать в Новосибирске, у меня здесь жили родственники. В частности, родной дядя танцевал в оперном театре, Владимир Николаевич Рябов, его сейчас нет в живых. Так что с городом я был знаком довольно давно. А в 1989-м, когда я сюда приехал поступать, что тут могло быть хорошего? Газеты летали по площади Ленина, окурки продавали в трехлитровых банках. Словом, было все то же самое, как и везде. Ничем таким особым Новосибирск не отличался ни от Барнаула, ни от Кемерова. А сейчас сильно отличается. 

Новосибирск — не заложник одного образа  

По работе я много езжу: и с «Сибирскими огнями», и на разные постановки приглашают, бываю во всех сибирских городах и могу сказать, что все они прекрасны. Но иногда возникает ощущение, что Новосибирск живет в 21 году, а, скажем, Кемерово, Барнаул местами застряли где-то в 2014-м, 2015-м. Но сразу подчеркну — это только мое личное ощущение. Кое-где наоборот отдельные куски живут даже в 2023 году. Новосибирск отличается современностью — хотя это и неудачное слово. Но понятно, что есть Москва, по сравнению с которой, должно быть, и Новосибирск отстает. 

Часто Новосибирск сравнивают с неким человеком. Я же никогда не представлял город антропоморфным. Он разный, нельзя его под какой-то один образ подгонять. Даже человек не может быть однозначным. В драматургии часто молодые авторы пишут так: у них уж если персонаж гадина, то он гадина. Выходит на сцену и прямо на лбу написано — вот уж гадина-гадина. Или как в телесериалах: вот заходит персонаж и сразу видно, что бандит. Хотя бандиты там немного странные: у них за спиной немного ВГИК виднеется. 

В общем, неоднозначно все. Нельзя людей делить на хороших и плохих. И город тоже разный. Для меня город это прежде всего люди, архитектура — второй вопрос. Городу всего 120 лет, что успели, то построили, многое сломали сами же, многое еще сломают. Конечно, мне это отзывается. Взять Барнаул или Томск — там старые дома рядами стоят, и ломать их рука не поднимается. А здесь если и есть какое-то маленькое здание кирпичное 1910 года, то оно стоит одиноко, где-то далеко за Красным проспектом, и его — раз! — потихонечку разломали и никто ничего не заметил. Опять же, много споров — памятник дом или не памятник. У нас их так мало, что все давно пора называть памятниками. 

Писатели нашли бы, чем заняться в Союзе писателей  

Все, что осталось от Союза писателей — небольшой коридор. Изначально помещение было в одном из домов на Каменской, но потом его у них забрали, дали первый этаж в этом доме (Орджоникидзе 33 — Ред.), а году эдак в 1994 начались какие-то войны за квадратные метры, и вот все здесь так достаточно компактно. 

Но изначально Союзу писателей должен был принадлежать весь первый этаж. Представьте: и туда, вдоль Мичурина, и туда, по Орджоникидзе. Рассказывали старые люди, что здесь планировались и бильярдные, и библиотеки!  Если бы все это, как и должно было, принадлежало Союзу, уж конечно, писатели нашли бы, чем там заниматься. 

В девяностые в Союзе писателей было человек пятьдесят. Сейчас около сотни


Работа Союза как общественной организации, если смотреть устав, заключается в поддержке писателей, в популяризации сибирской литературы. Но писателей сложно поддерживать. Их же надо поддерживать рублем или изданием. А у Союза денег нет. Как общественная организация он получает какие-то гранты, что-то издает на эти средства. Но дать, как раньше, писателю дополнительную комнату при получении квартиры — этого давно уже нет и вряд ли будет. 

Литература как статистическая погрешность 

Мне кажется, все эти разговоры о том, чтобы внести писательство в список профессий, — они не получатся или толку будет мало. Потому что литература для государства потеряла, если можно так сказать, электоральную ценность. Если раньше кто-то что-то написал даже в бумажной газете — это все, это люди читают. В литературный журнал написал — дискуссия на всю страну. Сейчас по влиянию на умы такие публикации — это просто статистическая погрешность, которая власть не интересует. Сейчас телевидение, интернет. 

Какие-то литературные процессы, разумеется идут. «Большая книга», «Национальный бестселлер» премии, еще что-то там. Критики литературные вовсю рубятся: где у нас новая литература да и новая ли это вообще литература? А нужно ли это читателю? Читатель всего этого не видит и не знает не потому, что мало издают, а, наверное, потому что не покупают. Мало кто думает о читателе, все думают о том, как бы самовыразиться. А читателю часто не нужно ничье самовыражение. 

Читатель из процесса выключен. Все про него кричат, круглые столы проводят, все думают, как бы нам читателя вернуть. А написать так, чтобы было интересно читателю, видимо, не получается. Много премий, а кого ни спроси, лауреатов не назовут. Кого знают? Джоан Роулинг, Яхину и Прилепина. Вот и выясняется: кричат о том, что Россия не читает, а Россия еще как читает, просто не то, что хотелось бы литературному сообществу. А бедные лауреаты тем временем бьются за лауреатство. Там такие трагедии! 

Сибирскость 

Я всегда смогу отличить текст, написанный сибирским автором. Не знаю как, но что-то в этом такое есть. Сибирь все равно накладывает свой отпечаток. Мне кажется, что наши поэты и прозаики гораздо более смелые, чем авторы средней полосы России. У меня есть на этот счет теория. В Сибирь ведь ссылали шибко дерзких или шибко умных. Они перемешались и вот, что получилось. Все равно же есть такое понятие «сибирский характер», как ни крути. Есть характер псковский, например, или уральский. Кстати, Урал к нам ближе всего в плане текстов, хотя они (уральские писатели — Ред.) самобытные и  себе на уме, но к нам они ближе, чем к Вологде.  

Лирика сибирских поэтов и поэтесс — она более смелая и открытая, более откровенная. Лирика средней полосы другая


Может, это климат так влияет резко-континентальный. Молодых писателей в Новосибирске практически нет. Стихи пишут, а с молодой прозой я не сталкивался. У нас много хороших прозаиков, но они уже все достаточно зрелые. Игорь Кожухов, Александр Духнов. 

У новосибирских художников в начале 90-х был вот этот термин «сибирскость». И я тогда в противовес этому термину придумал термин «москвинячество». Вот в сибирских стихах нет москвинячества.   

«Я этого не писал»  

Среди драматургов я бы выделил человек десять талантливых. Кристина Кармалита, Катя Гилева, Катя Голямова, Боря Гриндер. Игорь Муренко, но это уже старая школа. Сергей Самойленко сейчас взялся переводить французскую драматургию. Недавно из Ленинска-Кузнецкого переехала драматург Кристина Гортман. Саша Липовской, артист «Глобуса» пишет пьесы. У меня пьесы шли где-то на антрепризной основе, а «Ассакамури», что мы писали с Юрием Чепурновым, ставил Сергей Афанасьев. 

В других городах, наверное проще поставиться, чем в Новосибирске. С чем это связано, не знаю — загадка. Вообще, если театр не берет твою пьесу — он ни при чем. У театра есть свой план на год, у главного режиссера есть свои художественные пристрастия. И если он твою пьесу не взял, это не значит, что она плохая или что режиссер дурак. Это значит только то, что в данный момент ты с этим театром и с этой пьесой не совпал. Возможно, новосибирские театры и новосибирские авторы не совпадают.  

А вообще услышать свой текст со стороны — это странно: персонажи ходят там, как-то выглядят, разговаривают. Когда ставили «Ассакамури» в 2003 году, Юра Чепурнов, мой соавтор, еще и играл в этой пьесе. И когда я собрался на премьеру, он мне говорил: «Ты только это... Ничему не удивляйся». И действительно, все получается не так, как ты себе представлял. Иногда забавно, как они (актеры — Ред.) слова забывают, что-то путают, переписывают. И это иногда здорово. Сидишь смотришь и вдруг: «Господи! Я эту глупость написал? Я этого не писал».   

Понравилась статья?
Наш канал в Telegram@cian_official
Подписаться
Авторы
Теги
Мария ЧерешневаВиталий Эйгерис
Могут подойти
0 комментариев
Сейчас обсуждают
Статусы земельных участков: правовой гид
Некоторые ограничения, которые могут быть связаны с использованием участка для крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ):Строительство жилого дома. На земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемом КФХ, допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация одного жилого дома с количеством этажей не более трёх, общая площадь которого составляет не более пятисот квадратных метров и площадь застройки под которым составляет не более 0,25% от площади земельного участка. При этом такой дом может быть предназначен для проживания только членов КФХ.Образование земельного участка. Образование земельного участка из земельного участка, на котором расположен жилой дом, если это приводит к уменьшению площади исходного земельного участка, не допускается, за исключением случаев, связанных с изъятием земельного участка для государственных и муниципальных нужд.Определение муниципальных образований. Законами субъектов Российской Федерации могут быть определены муниципальные образования, на территориях которых не допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация жилых домов на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемых КФХ.
Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей рынка недвижимости